Свое раненое сердце я окончательно излечила, когда уехала из Астрахани. Стала студенткой Института имени Гнесиных, перебралась в Москву, поселилась в общежитии. Началась такая интересная жизнь — учеба, гастроли! Именно на гастролях я встретила своего будущего мужа. Помню, стояли с девчонками в аэропорту, ждали посадки и развлекались тем, что в шутку выбирали себе «суженых» из мужчин, оказавшихся в поле нашего зрения. Вернее, я в эту игру не играла, только наблюдала. Вдруг кто-то из девчонок: «Надь, а твой-то кто?» «А мой — вон, — говорю, — у окна стоит».
Парень мне действительно понравился: красивый, русоволосый, высокий. В самолет садимся, вижу — он тоже среди пассажиров. Потом в одной гостинице оказались, одновременно пришли ужинать в ресторан. На ужине, наконец, и познакомились, а после — гуляли полночи, разговаривали. Володя был потрясающий барабанщик и классный джазовый музыкант, играл в популярных тогда ВИА — «Лейся, песня», «Самоцветы».
После ночной прогулки наши пути разошлись. Я и не думала ни о каком продолжении истории. И вдруг он приезжает — с цветами, со словами, с влюбленными глазами… Какая девушка устоит? Кстати, Володя был завидный жених: москвич из очень хорошей семьи.
Случись наш роман сейчас, меня бы заподозрили в том, что я, провинциалка из общежития, хочу зацепиться за москвича. Но тогда ни у меня, ни у Володиных родителей и мыслей таких не возникало.
Его близкие меня сразу приняли как родную. Когда мы с Володей поженились, они помогали нам наладить быт, нянчились с Данилой, когда тот родился. Я всегда питала к свекру и свекрови самые добрые чувства и сохранила с ними родственные отношения до конца их дней. И это несмотря на то, что с их сыном мы развелись после семнадцати прожитых вместе лет.
Впрочем, формулировка неверная: брак наш и распался, может быть, потому, что вместе мы бывали редко. Два артиста! То у одного гастроли, то у другого. Даже сын не помнит, чтобы мы собирались когда-нибудь всей семьей.
К тому же у Володи были неудовлетворенные творческие амбиции, а я со своей «Русской песней» (создала ансамбль, когда еще училась в Гнесинке) становилась все известнее. Конечно, ему как мужчине, мужу, артисту, трудно было с этим смириться. В общем, разошлись.
Не очень мирно, были на то причины, однако время унесло обиды. Володя подарил мне прекрасного сына. И, кстати, если бы не он, я бы, возможно, не стала заниматься русской песней. Сегодня его уже нет, не так давно…
Когда я заканчивала учебу в институте, передо мной стоял вопрос: сюда, в народную песню идти, или в ту область, которая тогда только зарождалась, вокально-инструментальные ансамбли. Так вот, Володя сказал: «Надя, выбирай то, чему сейчас учишься. Это вечное, это без возраста. Русская песня может стать делом всей жизни». Я прислушалась. Конечно, путь не из легких — фольклор у нас не особо в чести.
Есть успехи — в прошлом году я открыла свой шикарный театр «Русская песня» (новое здание театра «Русская песня» — на Олимпийском проспекте), но и сейчас все непросто складывается. Тем не менее назад я не поверну никогда.
***
Открою свою страшную тайну: я часто плачу, потому что сентиментальна. То есть это все-таки легкие слезы, которые я проливаю без свидетелей, над какой-нибудь книгой или фильмом. А вот когда испытываю настоящую, сильную душевную боль, каменею. Во всяком случае, немногие видели меня плачущей. Я собираю всю волю в кулак, лишь бы перед другими людьми не выплеснуться. Только раз не смогла — когда умер брат.
Мы с ним с детства были очень дружны и очень близки. У меня был замечательный, умный, веселый брат. Его все обожали, включая сослуживцев и подчиненных (Валера дослужился до генерала). Я знала, что всегда и во всем могу на него положиться. И вдруг его не стало. Мгновенная смерть, никто не ожидал. А мне еще предстояло сообщить об этом нашей маме.
Черные были дни… О других днях того же оттенка рассказывать не буду. Одним словом, и для меня (такое однажды случается почти с каждым) настало время, когда находить опору только внутри себя я уже не могла. Из сильной женщины я становилась слабой.
Для меня это страшное ощущение. При этом творческие дела шли хорошо — страна «Русскую песню» знала и любила, мы много выступали на телевидении, гастролировали, собирая полные залы… А внутри творилось черт знает что, душа болела. Что русский человек делает в таком случае? Правильно. Идет в церковь.
Я тогда много ездила по монастырям, исповедовалась. А однажды отправилась к одному старцу. Народу к нему стекалось столько, что не пробиться. С шести утра надо было стоять в толпе таких же страдальцев и ждать, что вот, может быть, сегодня повезет и помощник батюшки выберет тебя. Там не было очереди, там человек просто выходил и говорил: «Ты, ты и ты, пойдемте со мной».
И я вот так была выбрана. Что это была за встреча, что за разговор! Батюшка, конечно, не знал, кто я такая, а узнав, попросил спеть… Спела. И вышла от него другим человеком. Он сказал: «Иди и не переживай. Все у тебя будет хорошо». И буквально через два месяца в моей жизни появился Женя Гор.
***
Мы вместе почти одиннадцать лет, и все это время люди, журналисты нас и наши с Женей отношения обсуждают, строят какие-то предположения. Зачем? Я и особенно он от этого устали. Могу сказать лишь, что у нас все прекрасно. Женя меня во всем очень поддерживает, переживает и радуется за меня, подсказывает какие-то правильные вещи.
Потому что он человек мира и представитель молодежи, понимаете? Мне нравится, как Женя мыслит, как он вертится и все успевает. У него есть замечательные человеческие качества, редкие сегодня! Во-первых, он добрейшей души человек. Во-вторых, если сказал «сделаю», сделает. Никогда не подведет. В-третьих, на него в любой ситуации можно положиться. Женя не сдаст, не предаст.
Про него пишут — «гражданский муж», а я даже не знаю, как правильно определить наши отношения. Просто женское «не одиночество» имеет разные формы. Необязательно это традиционный брак, когда супруги живут под одной крышей и одними хозяйственными заботами. Я Женю ничем не обременяю, не заставляю быть со мной, помогать мне и все такое прочее. Это абсолютно его решение. И у него, и у меня есть свое свободное пространство, на которое никто не посягает…