Моя дочка Анна еще очень мала — ей всего три годика, поэтому я стараюсь пока не очень вмешиваться в процесс ее воспитания. А вот старшие сыновья, Роман и Андрей, уже вполне сформировавшиеся личности. Они близнецы, но абсолютно разные и по характеру, и по увлечениям.
Роман, как мне кажется, обладает хорошей перспективой в инженерном деле. У него золотые руки, он увлеченно возится с компьютерами и ходит в кружок по основам программирования. Андрей же — явный гуманитарий, очень много читает, совсем как я когда-то. Кроме того, он любит серьезные фильмы и уже сейчас неплохо анализирует их. наверное, сможет стать киноведом.
Я редко бываю в Москве, постоянно в разъездах. Но все же я иногда проверяю уроки, обязательно нахожу время на разговоры “по душам” с сыновьями и, бывает, хожу на родительские собрания. Слушаю там разное, и не всегда одни дифирамбы.
Вообще же я стараюсь понять, что интересно моим детям и чего они по-настоящему хотят. Нет ничего более важного, чем неподдельный интерес ребенка. Лишь от этого и надо отталкиваться, и в этом помогать. Поэтому я не распланировал для них четкое будущее. В жизни нужно смотреть по ситуации, а не забегать вперед.
Совет 2. Не занимайтесь “дрессурой” ребенка.
“Жесткой дрессуры” со стороны родителей я никогда не ощущал. Они влияли на меня своим примером. У нас в семье вообще было не принято требовать отчета, заставлять зубрить, делать вместе с ребенком уроки и т.п. По-моему, родители даже не замечали, что я учился в школе.
И сам я на школе особо не акцентировался, и не тратил много времени на занятия. Я черпал свои знания из книг, и только из них. И во взрослой жизни мне школьное образование, если честно, не очень пригодилось. Вот на физтехе — там да, заниматься приходилось очень много.
Мои сыновья уже поучились в США, и им там очень понравилось: главным образом потому, что в американской школе от них ничего толком не требовали. Там действительно очень доверительные отношения между учителями и учащимися, а процесс обучения носит, скорее, игровой характер. Но уровень самого преподавания довольно низкий.
Я общался на эту тему со своими друзьями, которые живут в США, Канаде и Израиле, и понял, что везде ситуация примерно одинаковая. Все нацелено на личностный рост детей, их не подавляют, и особо ни в чем не ограничивают. Но родители — почти без исключения — жалуются на уровень подготовки на начальном этапе.
Сейчас мои сыновья учатся в московской школе. Причем выбирали мы ее по одному лишь критерию — шаговой доступности. А оказалось, что и учебный процесс там на высоте.
Совет 3. Не важно, откуда ребенок черпает знания.
В годы моего детства (1970-80 годы) информация как-то сама “черпалась из воздуха”. Непонятно откуда, и как она усваивалась, но усваивалась же! Например, я смотрел учебный канал по телевизору, и это было весьма полезно. Очень жаль, что сейчас ничего подобного нет.
А еще порой мне кажется, что современным детям как раз навыка “черпать знания из ниоткуда” серьезно не хватает. Хотя доступ к любой информации открыт.
Вы замечали, что когда нынешнему ребенку задаешь вопрос, ответа на который он не знает, то обычно слышишь в ответ: “А мы этого еще не проходили в школе”? Вот это меня изумляет больше всего — неужели не интересно узнать чуть больше того, чем тебе рассказывают в классе?
Пару лет назад я, по просьбе сына, подарил ему электронную книгу — “читалку”. Стал закачивать туда разные библиотеки. И вдруг я поймал себя на том, что мне стало ужасно обидно: вот бы такую радость в детстве! А когда-то за хорошей книгой нужно было очередь отстоять, сдать макулатуру или достать ее у спекулянтов.