Идея о том, что в СССР секса нет – не более чем распространенный миф, который родился в поздние перестроечные времена. На самом деле кинорежиссеры постоянно воевали с цензурным ведомством в попытках протащить на большой экран хоть немного обнаженного тела.
Аргумент о том, что ничто человеческое советскому гражданину не чуждо, на худсоветы не действовал. Поэтому кинодеятелям приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы хоть намекнуть на эротику. Мы предлагаем прочитать, как снимали в советском кино эротические сцены.
Интердевочка, 1989
Фильм о буднях советской проститутки не мог обойтись без сексуальных сцен. Елена Яковлева, которая играла главную роль, раздеваться не согласилась. Пришлось искать обходные пути. Сцену, где услуги героини купил японец, снимали вообще без второго участника.
В кадре показывают только страдальческое лицо Елены Яковлевой. «Экшн» за кадром создавали несколько мужчин из съемочной группы: трясли тумбочку и кровать, а режиссер Петр Тодоровскийдергал Яковлеву за ноги.
Недостающую «обнаженку» привнесла в фильм партнерша Елены Яковлевой по съемочной площадке, Ирина Розанова. А Любовь Полищук в одном эпизоде прямо посреди улицы стоит раздетая до пояса.
Маленькая Вера, 1988
Разговор об эротике в советском кино невозможно представить себе без «Маленькой Веры» – перестроечного хита, в котором впервые в советской истории изумленный зритель увидел половой акт. Разумеется, «Эммануэль» к 1988 году посмотрел весь Союз, но на большом экране и в декорациях родной до тошноты советской глубинке – такое было впервые.
Наталья Негода и Андрей Соколов вспоминали, что съемка секса в общежитии стала одной из самых сложных за всю их карьеру. Режиссер Василий Пичул пустил в павильон всех желающих, и вокруг площадки собралось почти три десятка человек. Пока зеваки наблюдали, Пичул командовал актерами, объясняя, что и как им делать, как двигаться, как дышать и что говорить. В общем, эротичного в съемках этого эпизода не было ничего.
Роль в «Маленькой Вере» не была для Натальи Негоды первой, где ей пришлось раздеться. Фильм «Завтра была война» вышел годом раньше, Негода сыграла там роль выпускницы, которая в одной из сцен полуобнаженная вертится перед зеркалом.
Экипаж, 1980
Александра Яковлева попала в «Экипаж» Александра Митты почти случайно. Сначала на роль влюбленной стюардессы Тамары утвердили Елену Проклову, но она, будучи комсомолкой, не смогла бы сниматься в откровенной сцене. Тогда на роль утвердили «беспартийную» прогульщицу Александру Яковлеву.
Как это нередко случается, актер-мужчина оказался более стеснительным, чем девушка. Леонид Филатов только в одном кадре согласился раздеться до трусов, а в остальных дублях он лежал под одеялом в брюках. Актриса согласилась раздеться полностью. Когда это увидел один из осветителей, он рухнул с лесов.
Все самое неприличное камера снимала сквозь цветные огоньки и аквариум с рыбками. Но на худсовете начальство все равно потребовало порезать и без того недлинную сцену. А киномеханики, когда картина дошла до проката, вырезали кадры с «обнаженкой» и делали из них эротические фотографии.
Еще одну роль, где ей пришлось раздеваться догола, Александра Яковлева (в замужестве Аасмяэ) сыграла в комедийном вестерне «Человек с бульвара Капуцинов» с Андреем Мироновым. Секс-символ Дикого Запада мисс Диана принимала ванну в большой бочке – сцена совершенно необязательная, но очень украсившая фильм.
Подранки, 1977
Щемящий и трогательный фильм о повзрослевшем детдомовце, который возвращается в родной город, украшает единственная эротическая сцена. Главный герой вспоминает, как когда-то случайно подсмотрел за молодой учительницей, которая загорает на на крыше полуобнаженной.
12 стульев, 1976
В комедии «12 стульев» обнажаться актерам пришлось разве что для комического эффекта, но где юмор, там и непристойность. Актер Игорь Ясулович, обмазанный пеной, худой и замерзший, вызывал у рядового советского зрителя смех, а у воспитанного — сочувствие. Так или иначе, обойти вниманием эпизод, где на советском человеке из одежды одна мочалка, никак нельзя.
Ясулович рассказывал, что после этого фильма его стали дразнить «пионером советской эротики». Сам он намучался на съемках сцены: из-за жары пена, которой его обмазывали гримеры, быстро оседала, не помогал даже заграничный шампунь, из которого ее делали. К тому же мыло неприятно щипалось. Работать пришлось быстро, эпизод отсняли со второго дубля.
Афоня, 1975
Строго говоря, сцену энергичного танца слесаря Афони с меланхоличной грудастой дамой нельзя назвать эротической. Актриса Татьяна Распутина, которая играла эту роль, была девушкой худенькой. Чтобы увеличить грудь, в лифчик ей насыпали манной крупы, а на спине, чтобы конструкция держалась, стянули концы морским узлом. В результате бюсту третьестепенной героини можно давать приз за лучшую женскую роль.
В «Афоне» есть более откровенная сцена – та, где герой Леонида Куравлева с тоски соблазняет влюбленную в него школьницу. Георгий Данелия рассказывал, что в советском кино сексуальные отношения изображались как разговор героев в постели. Для съемок этой – и без того довольно пуританской сцены – Куравлев наотрез отказался раздеваться до трусов. Он очень стеснялся Евгении Симоновой, и в результате под одеяло забрался прямо в брюках.
Романс о влюбленных, 1974
Сцена, в которой юная Елена Коренева бегает по пляжу в мокрой насквозь рубашке, снята в романтическом духе – под музыку и стихи. Это не столько о чувственности, сколько о молодости и чистоте, однако у советских зрителей захватывало дух, когда они наблюдали, как на три секунды экранного времени главная героиня снимает рубашку.
Режиссер Андрей Кончаловский сделал этот эпизод самым ярким в фильме даже с точки зрения цветопередачи – будничная жизнь героев снята на черно-белую пленку или просто в тусклых цветах, а лучший день в их жизни наполнен светом.
А зори здесь тихие, 1972
Актрис, которые играли в фильме «А зори здесь тихие…» девушек-зенитчиц, пришлось долго уговаривать на съемки сцены в бане. Актрисы требовали дублерш, напустить в павильон пар, чтобы спрятать обнаженные тела, наотрез отказывались раздеваться при съемочной группе. Режиссеру Станиславу Ростоцкому пришлось потратить на уговоры несколько часов. Подействовал только один аргумент: Ростоцкий объяснил, что хочет показать тела, в которые собираются стрелять фашисты, женские, совсем юные.
Для съемки сцены в бане пришлось подобрать бригаду женщин: осветительниц и операторш. На монтаже из эпизода цензоры выбросили «аполитичную» реплику о том, что Женя Комелькова может себе позволить ходить без лифчика, а все остальное Ростоцкому удалось отстоять.
в ремейке фильма 2015 года сцена в бане тоже есть, только вместо Ольги Остроумовой в центре сцены актрисы Женя Малахова и Кристина Асмус.
Бриллиантовая рука, 1969
В комедийном детективе Леонида Гайдая есть все признаки «красивой жизни» контрабандистов, в том числе ухоженная блондинка-сообщница. Светлана Светличная не вполне представляла, что ей придется делать на площадке.
Для 1969 года появление в кадре с обнаженной спиной было неслыханной вольностью, а уж танец, который предстояло исполнить актрисе, был практически порнографией. Светличная стеснялась и отказывалась, просила удалить из павильона всех – вплоть до режиссера. Юрий Никулин сумел договориться с Гайдаем и сцену в гостинице со Светланой Светличной репетировал вдвоем. Когда пришло время снимать эпизод, Никулин сказал «Смотри только на меня!», и актриса смогла отработать сцену идеально.
Служили два товарища, 1968
В фильме про гражданскую войну и мужскую дружбу с Олегом Янковским и Роланом Быковым не обошлось без комического эпизода с легким налетом вуайеризма.
В самом начале картины военные подсматривают в прицелы пушек за купающимися крестьянскими девушками. Купальные костюмы в те годы были роскошью, так что близкие к природе крестьянки купались в чем мать родила.
Андрей Рублев, 1966
Андрей Тарковский вставил в свой фильм сцену празднования Купальской ночи, в которой юноши и девушки обнаженными прыгают через костры, купаются в реке и вообще отмечают языческий праздник плодородия.
Человек-амфибия, 1961
Вполне невинная сцена с участием двух главных актеров фильма – Анастасией Вертинской и Владимиром Кореневым — советскими зрителями воспринималась как весьма откровенная. По сюжету прекрасная Гуттиэре тонет, а Ихтиандр ее спасает. Эпизод снят крупным планом и занимает не меньше минуты. Всю эту минуту в кадре видно насквозь мокрую майку актрисы, через которую просвечивают соски.
Сцену спасения Гуттиэре снимали без дублеров, в кадре был и Коренев, и Анастасия Вертинская. Промокшая майка, сквозь которую просвечивала грудь 17-летней актрисы, была не самым большим неудобством на съемках эпизода. На каждый дубль уходило примерно по минуте, потом воздух в легких заканчивался. Периодически к Вертинской подплывал водолаз и давал ей кислород. На съемках ходила фраза «Вертинская кончается», означавшая, что актрисе надо дать подышать.
Земля, 1930
Один из первых советских фильмов с «обнаженкой» снял Александр Довженко. В сцене, где молодая вдова убивается по погибшему мужу Василью, делает она это совершенно обнаженная. В СССР картину разгромили за натурализм и сняли с проката через несколько дней после премьеры. Зато на западных кинофестивалях фильм имел шумный успех (не только из-за обнаженной натуры, конечно).
Первая эротическая сцена в советском кино
Секс в СССР все-таки был, только показывать в кино его было нельзя. Лучшие советские режиссеры пытались доказывали цензорам, что не соцреализмом единым жив человек, и пробовали новые жанры и формы. Фильм «Экипаж» – не просто первая картина с настолько откровенной сексуальной сценой, но и первый советский фильм-катастрофа.