C полным правом F 22 Raptor можно назвать «самолетом XXI века». Его конструкторам, по всей видимости, удалось совместить предельно высокие летные характеристики с самой современной электроникой и последними изысками в области технологии «стеле», К сожалению, к моменту написания этих строк российские истребители пятого поколения все еще оставались на земле…
Исследования облика тактического боевого самолета, предназначенного для замены истребителя четвертого поколения «Макдоннелл-Дуглас» F-15 «Игл», начались в США еще в 70-х. Они велись как научными центрами ВВС, так и предприятиями авиационной промышленности. В рамках этих чисто «бумажных» НИР рассматривались самые различные, порой весьма экзотические, концепции, аэродинамические схемы «утка» и «триплан», крыло обратной стреловидности и адаптивное, система управления вектором тяги и т.п. При этом изучалась широкая гамма возможных типов летательных аппаратов.
В 1980 году, после прихода к власти Рональда Рейгана, взявшего курс на ускоренную модернизацию американского военного потенциала, работы приобрели большую конкретность. Сближению позиций промышленности и заказчика способствовала неофициальная встреча ведущих специалистов авиастроительных фирм и руководства ВВС, проведенная на авиабазе «Анагейм» (Калифорния) в октябре 1982 года. В ходе дискуссии начал вырисовываться облик самолета в «весовой категории» 27-36 т с радиусом действия 1100-1500 км (т.е. почти как у Су-27), предназначенного для решения двух основных задач: поражения наземных целей и завоевания превосходства в воздухе. В число ключевых требований к нему вошли сверхзвуковая крейсерская скорость, малая радиолокационная и тепловая заметность, возможность эксплуатации с коротких (460 м) ВПП, повышенная маневренность на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, эффективность в дальнем ракетном воздушном бою.
https://www.youtube.com/watch?v=oOI3eu8AiIs