«А вдоль дороги мертвые с косами стоят…И тишина!»
Помните эту знаменитую фразу из кинофильма «Неуловимые мстители»? Помните кто её произнес? Или же эту: «Аааааа…Демоны!», — из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»? Конечно помните, так как все образы, который создавал этот актер, стали самыми излюбленными у народа.
Савелий Крамаров, один из потрясающих актеров комедиантов 60-х — 80-х годов XX века. На его счету имеется множество ролей второго плана, лишь ради которых стоило смотреть фильм. Возможность сниматься в главной роли ему предоставлялась реже, но абсолютна каждая из них западала в сердце советскому телезрителю.
Еще мальчиком, Савелий обожал смотреть кино. Его кумиром был Петр Алейников, но о профессии актера он не задумывался, он мечтал стать юристом как его папа. Отец Крамарова был «врагом народа», потому-то не принимали его документы в ВУЗы с юридическими факультетами, и он поступает в Лесотехнический. Параллельно с учебой юноша начинает подрабатывать, разгружать вагоны с овощами.
Когда Крамаров узнал, что при ЦДРИ начинается прием в эстрадную студию, то записался в нее одним из первых, и вскоре дебютировал на сцене с примитивным, но очень смешным номером — «Передвижение рояля». Там актер брался то за одну, то за другую ножку музыкального инструмента, в муках строил гримасы, падал в изнеможении, а после отдыхал, взобравшись на рояль.
Как-то на военных сборах от института, Савелий познакомился со студентами-вгиковцами, а с одним из них, Алексеем Салтыковым, даже подружился. Когда спустя несколько лет Салтыков совместно с Юрием Чулюкиным снимал короткометражку «Ребята с нашего двора», то на роль Васьки Ржавого пригласил как вы думаете кого, конечно Савелия Крамарова. Это была его дебютная роль в киносфере, которую страна увидела в 1959 году.
После он снимается во многих короткометражных фильмах, в некоторых больших проектах ему дают роли второго плана и очень редко первого. В число последних входит кинолента «Ход конем» (1962), в которой Савелий сыграл роль Кольки Лопатина, а так же «Сказка о потерянном времени» (1964) — роль Васьки. Нельзя еще оставить в стороне и роль Илюхи в замечательном к/ф «Неуловимые мстители» (1 часть — 1966, вторая — 1968), после которой актер стал самым из смешнейших артистов советского кино.
В 1969 году Крамарова приглашают в Театр миниатюр, но работа там была не по душе ему. Потому он продолжает сниматься кино. Предложения сыпались одно за другим. Не успевал он отсняться в одной ленте, как на экран уже выходила другая. Крамаров даже стал отказываться от некоторых, на его взгляд, недостойных приглашений. (Потом простить себе не мог, что упустил роль Петрухи в «Белом солнце пустыни» — не разглядел талантливого режиссера и перспективного сценария).
В 1971 году Крамаров снялся в лучшей своей роли — уголовника Косого в фильме «Джентльмены удачи». На съемках он познакомился с Георгием Вициным и Евгением Леоновым, которые взяли его под свою опеку. Именно они предложили для Савелия небольшую сценку, где он встречается с другом детства — бывшим детдомовцем. Роль приобрела драматические краски, новое звучание, и это не осталось незамеченным зрителями.
В 1974 году Савелий Крамаров стал заслуженным артистом РСФСР. Узнав об этом, всю ночь проплакал. Жалел что мама не дожила до успеха сына.
В 70-е годы он сыграл жадноватого Петю Тимохина в «Большой перемене», одноглазого шахматиста в «Двенадцати стульях», дьяка Феофана в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», тракториста Егозу в «Афоне», эксцентричного ловеласа Серегу в картине «Не может быть!». Но тогда же над ним начали сгущаться тучи. Его обвинили в оглуплении образа советского человека. На места спустили негласный запрет на съемки. За последние три года на родине у актера было всего двенадцать съемочных дней (его последней работой в советском кино стал фильм «Новые приключения капитана Врунгеля»), просто потому что он занимался йогой, и не работал по субботам, так как ходил на службу в сенагогу.
Единственный выход, который видел Савелий, дабы продолжить актерскую карьеру — это уехать из страны. Тогда он пишет письмо к президенту США Рональду Рейгану, в прошлом тоже актеру, в котором он откровенно жаловался на свою судьбу. Это письмо, как известно, не раз зачитывала в прямом эфире радиостанция «Голос Америки».
Выехать из СССР Крамаров смог только в октябре 1981 года, и только до Вены, так в то время прямого сообщения между Израилем и СССР не было. В Вене он встретился с импресарио Виктором Шульманом, который организовал гастроли Крамарову по Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии. Позднее, уже в 1982 году, в Лос-Анджелесе Савелий стал сниматься сначала в рекламе, затем и в кино («2010», «Вооружён и очень опасен», «Красная заря», «Москва на Гудзоне»).
Думалось, что этот замечательный комик покинул страну навсегда, но в 1992 и 1994 году ему вновь удалось приехать в Москву. В первый приезд почти сразу же отправился на фестиваль «Кинотавр». Появление Крамарова в Сочи вызвало фурор, к артисту даже приставили двух телохранителей. А когда в Москве он показался на Арбате, чуть не был смят восторженной толпой. Лавочники дарили ему сувениры, прохожие требовали автографы.
Друзья в Москве тогда отметили, что Крамаров как-то постарел, осунулся. Но они даже и не подозревали, что у Савелия Викторовича были проблемы со здоровьем. Врачи поставили ему страшный диагноз — рак прямой кишки. Вскоре после возвращения в Америку, перенеся два инсульта, Савелий Крамаров слег в больницу, полностью парализованный, ослепший и потерявший навык речи.
Крамаров скончался 6 июня 1995 года, похоронили его неподалеку от Сан-Франциско, на еврейском мемориальном кладбище. Друг Михаила Шемякина спроектировал мемориальный памятник актеру в виде гримерного столика, на котором разбросаны маски несыгранных трагических ролей и лежит раскрытая книга, куда занесены названия любимых актером фильмов: «Друг мой, Колька!», «Неуловимые мстители», «Джентльмены удачи», «Двенадцать стульев», «Большая перемена». Слева — занавес, справа — совсем непривычный для Крамарова портрет, на котором изображено обаятельное и улыбчивое лицо актера, судьбой которого стали роли дураков.