-
Писать стирающейся ручкой, активно пользоваться замазкой
В России писать стирающейся ручкой детям строго запрещали, а за наличие замазки в тетрадях снижали оценку на пол балла минимум. Заметив свою ошибку, ребенок должен зачеркнуть и написать правильный вариант. Французы считают, что зачеркивания портят внешний вид тетрадей, в которых все должно быть красиво.
-
Писать перьевой ручкой
В младшей школе всех детей учат писать перьевой ручкой (наряду с обычной)— выводить линии разной толщины — это интересно, и развивает стремление к изяществу. Многие дети впоследствии предпочитают писать только перьевой ручкой.
-
Не переодевать сменную обувь
Во французских школах нет такого понятия как «сменка». Правда, сильной грязи и слякоти тоже нет. Мои дети были несказанно рады тому, что не нужно переодевать сменную обувь, ведь это экономит время и нервы, но с другой стороны, я не уверена, что сидеть долгий учебный день в одной и той же обуви — это хорошо.
-
На перемене — всех на улицу
В московской гимназии, где учились мои дети, выход учащихся на улицу (во двор школы) во время учебного дня был строго запрещен. Здесь ситуация диаметрально противоположная. На перемене все ученики должны быть на улице.. Там они играют в пинг-понг, разные игры с мячом или просто гуляют группками. В дождь дети тоже находятся на улице, но под навесом.
-
Перемена на обед длится 2 часа
В Москве перемена на обед у моих детей длилась 15 минут. Как можно успеть за это время дойти из класса в столовую, вымыть руки, постоять в очереди, съесть три блюда и вернуться в класс — для меня до сих пор остается загадкой. Но уверена — заглатывать пищу в таком режиме, безусловно, вредно. Французы считают, что полноценный обед должен длиться 2 часа. Ну полтора минимум. Именно столько времени отведено на обед во французских школах.
-
Наличие «воспитателей»
Кроме педсостава, во французских школах есть «воспитатели». Конечно, это не совсем правильное слово. На самом деле это сотрудники La vie scolaire (Ля ви сколер) — «Школьной жизни» — подразделения в школе, задачей которого является решать все организационные вопросы: следить за посещаемостью, информировать родителей, разрешать конфликты, организовывать внеклассную работу, встречать у ворот, дежурить у входа в столовую, отыскивать потерянные вещи и т. д. Так что французские учителя избавлены от всех этих хлопот. La vie scolaire — это команда из одинакового количества молодых людей и девушек (от 20 до 35 лет). У учеников складываются с ними совершенно иные отношения, чем с учителями.
-
Школьный день до вечера
Помню, в первом классе московской школы детей надо было забирать в 12, дальше — в час. Максимум, когда мой сын-старшеклассник возвращался из школы, — три часа дня. Справиться с таким режимом без помощи нянь и бабушек непросто. Во Франции младшеклассники учатся до 16.00, средняя школа (колледж) — до 17, а старшая школа (лицей) до 18. Это не продленка. Например, двумя последними уроками у лицеистов может стоять математика. И только среда — исключение. В среду все учатся до 12. Потом — обед (по желанию) и можно ехать домой. Для учеников, чьи родители не готовы к тому, чтобы ребенок проводил полдня дома один, предусмотрены спортивные секции и «гардери» (что-то вроде продленки).
-
Пустые уроки — этюды
В расписании французских школ можно встретить так называемые «этюды». Это пустые уроки, во время которых ученики должны находиться в классе, не разговаривать, заниматься выполнением домашней работы (что актуально, поскольку школьный день заканчивается поздно) или своими делами (читать, рисовать). За дисциплиной на этюдах следят сотрудники «школьной жизни» — виско — как ее сокращенно называют ученики.
-
Запрещено пользоваться мобильным
Вплоть до лицея (три последних класса) в школе запрещено пользоваться мобильным. Например, в колледже, где учится моя дочь, за использование мобильного следует наказание: телефон отбирают на 24 часа (родителей предупреждают) плюс в некоторых случаях к этой мере полагается еще «два часа школы». Чтобы не быть уличенной в разговоре по мобильному, приходится прятаться в туалете. Но, мне кажется, что запрет на мобильные в школе — это во всех отношениях правильно.
-
Наказание «школой»
Во французских школах довольно строгая дисциплина с уведомлением родителей в режиме реального времени о всех проступках детей. Учителя сообщают о проступке (в том числе о минимальных опозданиях) в «виско», а та, в свою очередь, связывается с родителями. Сообщения о серьезных проступках (пропусках, неподобающем поведении) дублируются «бумажными» письмами, которые родители получают по почте. За нарушения правил школы существуют различные наказания: убраться в классе, помочь садовнику, сделать дополнительные домашние задания. Но самое популярное наказание — это «дополнительная школа». В среду, когда все дети после 12 дня свободны, нарушители остаются в школе после обеда на час, два или три (в зависимости от тяжести преступления) и переписывают школьный устав или выполняют задания по различным предметам. А самым страшным наказанием считается «отлучение от школы» на день. Это наказание записывается в досье ученика, с которым он переходит из класса в класс. Большое количество записей в досье может негативно отразиться на решении приемной комиссии о зачислении в вузы.
-
Отсутствие хождения наличных денег в школе
Все оплаты в школе производятся по безналичному расчету. Никаких сборов денег ни на какие нужды не производится. Родительские комитеты существуют. Но мысль о сборе каких-либо денег им кажется дикой — я так и не смогла объяснить маме дочкиной подруги, что значит «сдать деньги в родительский комитет».
-
Двадцатибалльная система оценок
Во французских школах принята двадцатибальная система оценок. На мой взгляд, она гораздо лучше отражает уровень знаний, чем наша пятибалльная (а на деле четырехбалльная) система. Когда в арсенале 20 баллов, то более понятны критерии выставления оценки. Кроме этого, меньше вероятности предвзятости. Получить оценку выше 17 — непросто, часто для этого нужно сделать что-то сверх того, что требуется. При пятибалльной системе такие усилия остаются не оцененными. «Четверкой» здесь считается оценка от 12 до 16. А вот получить четверку в России может и тот, кто сделал одну ошибку, и тот, кто сделал их две, а в некоторых случаях — целых три. Это мне всегда казалось несправедливым.
-
Письма об успеваемости
Меня, как маму, очень порадовала система письменной отчетности в конце каждого триместра. Три раза в году родители по почте (не электронной!) получают табель успеваемости своих детей: перечень предметов и много колонок. Оценки по каждому предмету округлены до сотых. Например, 13,35. Кроме этого, рядом с текущей оценкой по каждому предмету, указаны оценки в предыдущих триместрах — родители могут видеть динамику. Здесь же указана средний балл по классу — так родитель видит, каковы результаты ребенка по сравнению с одноклассниками. Кроме средней по классу, для каждого предмета указаны еще и низшая оценка и высшая в классе (анонимно, конечно). Так еще проще оценить успехи ребенка. Например, я была недовольна оценкой в 12,45 по математике у сына. Но в табеле увидела, что средней оценкой в этом триместре было 10,75. При этом низшей — 3,20. Вывод: мой сын прав — наверное, тема на самом деле была очень сложной.
В последней колонке каждый преподаватель пишет свое мнение о работе ребенка в данном триместре. Например: «Хороший прогресс, старался, активен на уроке. Мои поздравления. Так держать.» Или: «В этом триместре был невнимателен, работал не в полную силу. Хотя явно есть способности к языкам». Мне кажется, что наличие подобных записей дополнительно мотивирует учеников. Хотя, наверное, не всех. В табеле указывается и количество пропусков по уважительным и неуважительным причинам. Таким образом, на руках у родителей каждый триместр есть очень информативный документ об успеваемости ребенка, это мне очень понравилось. -
Ежегодное перемешивание классов
В России часто дети учатся все 11 лет в одном классе, а классный руководитель, доставшийся в средней школе, так и ведет класс до выпуска. Во Франции классы перемешивают каждый год. Классный руководитель тоже каждый год другой. Однако лучшие друзья могут написать письменное заявление с просьбой их не разлучать. Им пойдут навстречу и оставят в одном классе. Мне кажется, что ежегодное перемешивание классов и смена классного руководителя — это хорошо. Исключены постоянные любимчики, есть возможность себя по-новому зарекомендовать в новом коллективе, развивается способность к адаптации. А если в классные досталась «мымра», то не беда — в следующем году повезет больше.
-
Обратный отсчет
Нумерация классов во французской младшей школе довольно мудреная, а вот начиная с колледжа идет обратный отсчет: шестой, пятый, четвертый, третий. Далее продолжение в лицее: второй, первый и после первого еще «терминаль» — заключительный. Так что россиянам, переехавшим во время учебы в школе во Францию суждено побывать первоклашкой вторично.
-
Инклюзив со всеми удобствами
В России сейчас много говорят об инклюзивном образовании, о том, что детей с ограниченными возможностями нужно интегрировать в общеобразовательные школы. Но к приему таких детей должны быть готовы технически сами школы.
В колледже, где учится моя дочка, наличие учеников-инвалидов не удивляет никого. Специально для детей с трудностями передвижения в школе есть лифт (школа двухэтажная). Ещё есть специальные туалеты для инвалидов. Ну и конечно, пандусы повсюду. Лифтом, кстати, разрешают пользоваться и и другим ученикам, когда на то есть веское основание (перелом, вывих и тд). Учатся в школе и дети с особенностями интеллектуально-психического развития (два-три человека на 500 детей).